Сергиенко Светлана Николаевна,
заместитель декана механико-технологического факультета Орского
гуманитарно-технологического института
Ровно
три года тому назад в нашем институте стали вводить в учебный процесс
компьютерные комплексные системы компании АСКОН.
В
учебном процессе используются программы КОМПАС
3D, КОМПАС-График, КОМПАС-Автопроект, КОМПАС-Shaft, КОМПАС-Spring для дисциплин:
Машинная графика, САПР техпроцессов, Автоматизация, Компьютерные технологии в
инженерном деле, Механика, Сопротивление материалов и другие. Начиная с первого
курса студенты осваивают азы компьютерных технологий, а со второго курса на
уроках по специальным дисциплинам изучают возможности прикладных программ, что
позволяет им использовать полученные знания при выполнении курсовых проектов.
В
ОГТИ самым крупным факультетом является наш - Механико-технологический, который
готовит молодых специалистов по следующим специальностям: Технология
машиностроения, Материаловедение, Автомобили и автомобильное хозяйство,
Энергообеспечение, Электропривод и автоматика, Электроснабжение, Программное обеспечение
Обучение
ведется по следующим формам: дневное, заочное, обучение по сокращенным программам
(дневное и заочное). Количество студентов очной формы составляет более тысячи
человек.
В
целях подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов
нашим институтом в рамках образовательной программы Компании АСКОН были
приобретены на льготных условиях три комплекта сетевых ключей по 20
лицензионных мест каждый. Ключи были распространены между кафедрами:
Программного обеспечения,
Электроснабжение и энергообеспечение, Технология машиностроения.
В
таблице приведены примерные данные по некоторым кафедрам.
Дисциплины
|
Кафедра
|
Курс
|
Количество часов
|
Примечание
|
Информатика
|
ПО
|
1
|
4
|
|
Машинная графика
|
ПО
|
2, 3 (1)
|
16
|
Лабораторные работы
|
Сопротивление материалов
|
МиТМ
|
2 (1)
|
8
|
Практические занятия
|
Детали машин
|
ОПД
|
3 (2)
|
16
|
Практические занятия
|
Основы автоматизированного
проектирования
|
ТМ
|
4 (2)
|
18
16
|
Лабораторные работы
Практические занятия
|
Автоматизация
|
ТМ
|
4 (2)
|
16
8
|
Лабораторные работы
Практические занятия
|
САПР энергоустановок
|
ЭиЭ
|
4
|
16
8
|
Лабораторные работы Практические
занятия
|
САПР техпроцессов
|
ТМ
|
5 (3)
|
16
18
|
Лабораторные работы
Практические занятия
|
Компьютерные технологии
|
ТМ
|
5 (3)
|
18
16
|
Лабораторные работы
Практические занятия
|
Из
таблицы видно, что наиболее интенсивно используются возможности программы на кафедре
«Технология машиностроения», так как данная кафедра готовит специалистов для
предприятий машиностроения по специальностям - Конструкторы, Технологи и
Заготовщики.
Студенты
кафедры «Технология машиностроения» используют в курсовых и дипломных проектах
систему КОМПАС. Они выполняют в системе КОМПАС-График конструкторскую часть
проекта, а с помощью системы КОМПАС-Автопроект – технологическую.
Демонстрировать технологические карты маршрутов обработки в данном курсовом
проекте мы не будем, а примером использования системы КОМПАС-График являются
чертежи курсового проекта по «Технологии машиностроения» (показанные на стенде).
Некоторые
дипломные проекты используются предприятиями, так как разрабатываются
студентами непосредственно в конструкторских бюро данных предприятий. Напрмер
выпускник Калякин И.А. применяя не только КОМПАС-График, КОМПАС 3D, но и систему для
проектирования технологических процессов КОМПАС-Автопроект разработал одну из
частей жатки для Орского завода тракторных прицепов – Сармат.
Мы
можем показать пример графической части дипломного проекта студента Лобуз В.Н.
(демонстрация на экране модели и чертежа).
Среди
абитуриентов нашего института много выпускников местных техникумов и колледжей.
Поэтому нами было предложено в качестве эксперимента преподавателям Орского
машиностроительного колледжа использовать систему КОМПАС-График и КОМПАС 3D в
учебном процессе. Благодаря усилиям директора Игнатенко Г.П. и преподавателя
Дубининой Н.В., теперь с 2005 года ведется обучение на основе лицензионных
программ АСКОН.
В
ноябре прошлого года на базе нашего факультета при участии АСКОН был проведен
региональный семинар с преподавателями учебных заведений Орска и Новотроицка.
Участники семинара обменялись накопленным опытом, обратили внимание на существующие
проблемы в области технического образования и наметили задачи на текущий
учебный год.
Представители
филиала МИСиС в Новотроице и Новотроицкого строительного техникума рассказали о
своем опыте использования программы КОМПАС в обучении.
Преподаватели
подтвердили необходимость изучения САПР не только в ВУЗах, техникумах и
колледжах, но и даже в школах. Мы знаем, что Орским представительством компании
АСКОН в феврале этого года было вручено начальнику Управления образования
города несколько комплектов учебной версии программы КОМПАС для изучения на
уроках черчения и информатики.
Таким образом, в нашем регионе вот уже
несколько лет формируется непрерывная цепочка в деле подготовки будущих
конструкторов и технологов для предприятий Восточного Оренбуржья и
преодолевается межведомственный барьер среди технических учебных заведений – и
создается некий комплекс: школа - колледж- ВУЗ.
Данная
работа проводится благодаря энтузиазму преподавателей различных учебных
заведений, которые стремятся объединить свои усилия в создании методических
разработок. Стало практикой поводить открытые занятия и конкурсы профессионального
мастерства учащихся с приглашением представителей других учебных заведений,
предприятий и компании АСКОН.
На
подобных мероприятиях демонстрируется знания и опыт, приобретенные учащимися и
студентами в автоматизированных системах проектирования.
На
одном из открытых уроков в машиностроительном колледже была представлена
авторская разработка преподавателей в которой обязательным условием является
использование системы КОМПАС-График. Сегодня здесь по просьбе преподавателей
колледжа мы представили стендовый доклад, в котором приведены основные моменты
по созданию чертежей изделий в КОМПАС-График и дальнейших технологических
расчетов в их программе «ТМ».
Поэтому
дорогие преподаватели и инженеры, из нашего опыта можно сделать следующие
выводы:
- используя возможности систем, разработанных группой
компании АСКОН, можно создавать свои модули для решения локальных задач,
как на производстве, так и в образовании;
- создаются условия для повышения квалификации
преподавателей и своевременного применения новых технологий, которые
сейчас остро востребованы на
производстве;
- позволит выпускать конкурентоспособных
специалистов, что станет залогом конкурентоспособной продукции предприятий
и эффективного использования знаний молодых специалистов в данной области;
- создаются предпосылки для заключения
взаимовыгодного целевого сотрудничества между предприятиями и учебными
заведениями, а также организации краткосрочного обучения
инженерно-технических работников и специалистов в целях повышения
квалификации.
Если
образовательные учреждения сумеют использовать в учебном процессе системы,
подобных КОМПАС, то уже в ближайшие два-три года на предприятиях появятся
молодые квалифицированные кадры.
|